История русской вышивки берет свое начало в веке. Об этом говорят разные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежды, которые украшены узорами и выполнены золотыми нитями.
«Люблю сердечно, дарю навечно» - вышитые надписи на смоленских полотенцах
Место вышивки в народной культуре. Традиционная вышивка имеет большое, можно сказать, мировоззренческое значение в народной культуре. Этнографы заинтересовались техникой, мотивами и сюжетами русской вышивки ещё в XIX веке, обнаружив отражённые в ней старинные, ещё языческие представления славян о мироустройстве. Московская школа историографии русской философии обоснованно доказала, что характерная для народной культуры вышивка была частью древнерусской философии наравне с философскими текстами, поскольку воспроизводила народную мифологию, связанную с бытием онтологию , с пониманием цикличности времени, демонстрировала самобытное осмысление природных и социальных явлений. Символы и сюжеты народной вышивки.
Традиционная вышивка Русского Севера попала в поле зрения научного сообщества во второй половине XIX века. В первую очередь оценили ее художественные достоинства, но по мере накопления данных исследователи заинтересовались и смыслом узоров. Было отмечено, что многие сюжеты вышивки повторяются, они выполнены как будто по одному образцу с различными вариациями. Почему же мастерицы на протяжении столетий копировали работу своих предшественниц?
Для нас сегодня полотенце это кусок ткани из хорошо впитывающего воду материала, для вытирания лица, рук, тела, посуды. В старые времена такие бытовые полотенца тоже были, они очень скромно украшались или были совсем без декора. В словаре Ожегова дано значение слова «полотенце» как «простое изделие из впитывающей ткани или бумаги имеется ввиду хлопчато-бумажная ткань , обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо». Бытовые полотенца, называемые утирка, утиральник, рукотерка, ручник, рукотер и т. Они были небольшого размера и предназначались «для утирания лица или рук» по словарю В.